Архитекторы предлагают вывести Немигу на поверхность и сделать центр пешеходным
Минская улица Немига, конечно, не Атлантида, но с завидным постоянством весной она уходит под воду. Не стал исключением и этот год.
СМИ со ссылкой на городскую администрацию уверяли, мол, в последний раз - вот-вот в полную мощь заработает новый ливневый коллектор. Но можно ли обмануть природу? - сомневаются экологи. Ведь здесь под толщей асфальта бурлит и выходит из берегов, в которые ее зажали люди, река Немига. А что если ее выпустить на волю?
Подобную историю, говорит начальник отдела Минприроды Андрей Пилипчук, помнят Сеул и его река Чхонгечхон, на протяжении почти полувека погребенная под скоростной трассой. Когда в начале двухтысячных в связи с загазованностью центра Сеула его тогдашний мэр решил вернуть людям зеленый островок, некоторые сочли его идею безумием. И все же она была реализована. Сегодня живописный участок старого города с шестью километрами возрожденной реки — излюбленное место отдыха жителей и гостей Сеула. А многочисленные кафе и рестораны, расположенные здесь, туристические маршруты и выставки принесли в бюджет города миллиардный доход.
Возможно ли такое решение для Минска? Андрей Пилипчук в этом не сомневается: от "Макдоналдса" до станции метро "Немига" улица может стать рекой, как это произошло в Сеуле в 2013-м. И в целом старый Минск может превратиться в пешеходный оазис для туристов.
"Мы убьем сразу несколько зайцев: разгрузим центр от автотранспорта и вредных выбросов, а также создадим комфортную для туриста зону отдыха с музеями, церквями и костелами, ресторанами национальной кухни, торговыми центрами. Здесь можно проводить пешие экскурсии, тем более что рядом дом Ваньковичей, старый монастырь, костел — масса мест, которых мы, минчане, не знаем, — показывает эколог на карте. — Верхний город уже сейчас практически пешеходный. Кстати, мимо Кафедрального собора прежде ездила пожарная конка. От улицы Интернациональной, включая Герцена и Кирилла и Мефодия, эта часть была бы пешеходной. Здесь могут расположиться сувенирные лавки. В шаговой доступности — Троицкое предместье. Перемещаться можно по велодорожке, пустить электрический трамвай, электромобиль. На площадке у Национального музея можно организовывать различные культурные мероприятия — концерты, выставки картин, театральные постановки".
Для удобства граждан у метро может быть построена перехватывающая стоянка: в таком месте паркуется личный автотранспорт с тем, чтобы пересесть и с комфортом в любую точку города перемещаться на общественном.
Ближе других в нашей стране к идее зеленых городов, суть которой в том, чтобы найти золотую середину между экономикой и экологией, приблизились Новополоцк и Новогрудок. Благодаря реализующемуся здесь проекту ПРООН и ГЭФ на сумму около 5 миллионов долларов они должны в течение трех лет, начиная с 2015 года, стать экологичнее. Новополоцк — с точки зрения транспорта, Новогрудок — в плане освещения. Полоцк и Новополоцк вскоре соединит новый трамвайный маршрут. Здесь появится второй мост, по которому пойдет трамвай, смогут с комфортом перемещаться пешеходы и велосипедисты. Но главное, что это строительство не ради строительства. Благодаря новому транспортному решению экологическая обстановка в Новополоцке, где есть два больших загрязнителя — "Нафтан" и городской транспорт, значительно улучшится и приблизится к допустимой отметке.
В ближайшей перспективе зеленые строки в историю страны впишут еще два города. Но там уже речь пойдет о создании комплексных зеленых систем, включающих в себя сокращение выбросов от автотранспорта, экономию энергии с помощью перехода на гелио- и ветрогенераторы, которые будут вплетаться в общий архитектурный стиль. Там появятся электромобили, скатные крыши с цветами, которые потребляют вредные выбросы от авто, и многое другое. Итогом такой модернизации станет нулевое энергопотребление, к которому вообще стремится каждый зеленый город. Например, Масдар в Объединенных Арабских Эмиратах, который должен удивить нас к 2023-му. К 2025-му муниципальные власти обещают сделать Копенгаген первой в мире столицей с нулевыми выбросами парниковых газов.
О том, что экогорода не идея кучки фантазеров, говорит тот факт, что в этом направлении движутся Франция, Великобритания, Китай. Конечно, согласен Андрей Пилипчук, ситуация в Лондоне, жить в центре которого из-за смогов уже нельзя, в разы хуже, чем у нас. А значит, бездействие смерти подобно, и город стал меняться. Например, было принято решение, что исторический центр от транспорта нужно освободить. И начали с повышения стоимости стоянки. Чтобы заехать туда, житель или гость Лондона заплатит два фунта стерлингов в час. При том, что метрах в трехстах стоянка обойдется им уже в 20 пенсов. Чем не повод задуматься? Ведь несложно оставить машину у метро и перемещаться городским транспортом, как это происходит, например, в Москве.
И все же собеседник уверен, что и Минску, где сегодня 600 автомобилей на тысячу человек, что сопоставимо с Римом, Мадридом, Барселоной, Веной, тоже неплохо было бы задуматься о состоянии экологии. А ведь самый большой "вклад" в загрязнение воздуха — более 70 процентов — вносит именно транспорт. Так, спрашивается, чем мы дышим и какой будет ситуация завтра?
Опубликовано 03.11.2014
Тематика "Последние новости строительства сегодня 2024"